15:58 14 февраля 2024 г.
Отчет о результатах деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики за 2023 год подготовлен в соответствии с Конституцией Чувашской Республики.
В отчете отражены основные итоги работы Правительства Чувашской Республики за 2023 год, включая достижение национальных целей развития Российской Федерации, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. № 102, и других документах стратегического планирования.
Главной задачей исполнительных органов Чувашской Республики является повышение качества жизни и благосостояния жителей республики на основе обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития.
Исполнение консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики в 2023 году
Консолидированный бюджет Чувашской Республики, по оперативным данным, за 2023 год исполнен по доходам в целом в объеме 106514,3 млн. рублей, рост на 13,1% к уровню 2022 года, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – в объеме 67751,9 млн. рублей, рост на 22,7% к 2022 году.
Поступление налоговых доходов за 2023 год в консолидированный бюджет Чувашской Республики, по оперативным данным, составило 60937,6 млн. рублей, рост к уровню 2022 года (49767,5 млн. рублей) на 22,4%.По темпу роста собственных доходов, а также налоговых доходов Чувашская Республика по итогам
2023 года находится в тройке лидеров среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО).
Выше уровня 2022 года показатели поступления налога на прибыль организаций (в 1,5 раза), налога на доходы физических лиц (на 24,3%), акцизов по подакцизным товарам (на 4,6%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 8,1%), налога на имущество организаций (на 3,4%).
Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики, по оперативным данным, за 2023 год составили 106370,6 млн. рублей.
Рост расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики за
2023 год к уровню 2022 года (90479,7 млн. рублей) составляет 15890,9 млн. рублей, или 17,6%.
Консолидированный бюджет Чувашской Республики на 1 января 2024 г. исполнен с профицитом в объеме 143,7 млн. рублей.
По оценке Минфина России, проведенной в 2023 году, Чувашия находится в числе 25 регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Из субъектов ПФО в указанную группу вошли только Чувашия и Татарстан.
Республиканский бюджет Чувашской Республики, по оперативным данным, за 2023 год исполнен по доходам в объеме 94088,9 млн. рублей, рост к уровню 2022 года на 13,6%.
Собственные доходы республиканского бюджета Чувашской Республики составили 55029,5 млн. рублей (107,1% к годовым плановым назначениям), в том числе налоговые доходы (составляющие 92,0% собственных доходов) – 50598,7 млн. рублей (105,2% к годовым плановым назначениям), неналоговые доходы – 4430,8 млн. рублей (134,3% к годовым плановым назначениям).
Обеспечен рост поступлений собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики к уровню 2022 года на 25,4%, в том числе налоговых доходов – на 25,1%, из них налога на прибыль организаций – на 51,5%, налога на доходы физических лиц – на 25,1%, акцизов на подакцизные товары (продукцию) – на 4,7%, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – на 8,1%, налогов на имущество – на 3,4%.
Увеличение доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики позволило направить больше средств на выполнение государственных программ и проектов, своевременно и качественно решать социальные задачи.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики, по оперативным данным, за 2023 год составили 94984,3 млн. рублей, или 96,7% к плановым назначениям на 2023 год, в том числе за счет целевых средств федерального бюджета и внебюджетных фондов – 19578,9 млн. рублей (99,3% от плана), за счет собственных средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 75405,4 млн. рублей (96,0% от плана).
Рост расходов республиканского бюджета Чувашской Республики за
2023 год к уровню 2022 года (80427,7 млн. рублей) составляет 14556,6 млн. рублей, или 18,1%.
Республиканский бюджет Чувашской Республики на 1 января 2024 г. исполнен с дефицитом в объеме 895,4 млн. рублей при плановом дефиците 7997,0 млн. рублей.
Правительством Чувашской Республики в целях поддержки налогоплательщиков в условиях, связанных с усилением антироссийского санкционного давления, оказавших значительное влияние на экономику республики, и снижения на них налоговой нагрузки в региональное законодательство о налогах в 2023 году дважды вносились изменения, предусматривающие:
расширение прав налогоплательщиков на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в части расходов в виде:
стоимости движимого и недвижимого имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, расположенным на территории Чувашской Республики;
пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, находящимся на территории республики, осуществляющим деятельность в области культуры;
продление до 31 декабря 2026 г. действия пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности, относящийся к разделу «Обрабатывающие производства», группировке «Научные исследования и разработки» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций;
освобождение участников специальной военной операции (далее также – СВО) от уплаты транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил на налоговые периоды 2022 и 2023 годов;
налоговую льготу по транспортному налогу в виде установления
50-процентной ставки налога для ветеранов боевых действий в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил на налоговый период 2023 года.
За 2023 год в доход республиканского бюджета Чувашской Республики от размещения временно свободных средств единого казначейского счета поступило 2401,7 млн. рублей, что на 15% больше суммы 2022 года и в 3 раза – 2021 года.
Стратегическая приоритизация расходов бюджета как Российской Федерации, так и Чувашской Республики сконцентрирована на достижении целей и показателей национальных проектов.
На реализацию региональных проектов Чувашской Республики, направленных на достижение целей национальных проектов Российской Федерации, из консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2023 году направлено
15143,8 млн. рублей, что на 11,4% выше уровня 2022 года (13589,2 млн. рублей).
В рамках реализации майских указов 2012 года Президента Российской Федерации обеспечено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Повышение осуществлялось с учетом необходимости сохранения соотношения средней заработной платы «указных» категорий работников с показателем «среднемесячный доход от трудовой деятельности» по Чувашской Республике, который, по данным Минэкономразвития Чувашии, в 2023 году прогнозируется в размере 38450,0 рубля, рост на 16%, или на 5302 рубля, к уровню 2022 года.
По предварительным данным исполнительных органов Чувашской Республики, средняя заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы в Чувашской Республике за 2023 год составила:
педагогических работников общеобразовательных организаций –
38809,0 рубля (без учета выплат за классное руководство в размере 5000 рублей), или 100,9% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике (38450,0 рубля), при плановом значении – 100,0%;
педагогических работников дошкольных образовательных организаций – 36646,2 рубля, или 100% к средней заработной плате в сфере общего образования Чувашской Республики (36654,8 рубля), при плановом значении – 100,0%;
педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей (в отраслях образования, культуры и спорта) – 40071,8 рубля, или 102,7% к средней заработной плате учителей Чувашской Республики (39008,4 рубля), при плановом значении – 100,0%;
преподавателей образовательных организаций высшего образования – 76900,0 рубля, или 200% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 200,0%;
преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций – 40522,2 рубля (без учета выплат за классное руководство в размере 5000 рублей), или 105,4% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 100,0%;
научных сотрудников учреждений – 76900,1 рубля, или 200% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 200,0%;
работников учреждений культуры – 39260,4 рубля, или 102,1% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 100,0%;
социальных работников – 38802,1 рубля, или 100,9% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 100,0%;
врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), –
77803,1 рубля, или 202,3% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 200,0%;
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – 39510,7 рубля, или 102,8% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 100,0%;
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – 39247,0 рубля, или 102,1% к прогнозному среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Чувашской Республике, при плановом значении – 100,0%.
По итогам 2023 года для всех категорий работников бюджетной сферы сохранено достигнутое соотношение уровня их оплаты труда и уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Чувашской Республике, в том числе без учета федеральных выплат за классное руководство.
Одной из ключевых задач бюджетной политики Чувашской Республики является содействие устойчивому развитию муниципальных образований.
К началу 2023 года завершено преобразование муниципальных районов и входящих в их состав поселений в муниципальные округа.
Одним из результатов муниципальной реформы является консолидация бюджетов сельских (городских) поселений и муниципальных районов в единый бюджет муниципального округа.
Переход на одноуровневую систему местного самоуправления позволил снять острую проблему, связанную с дефицитом собственных доходов отдельных муниципальных образований, за счет:
увеличения доходной базы благодаря закреплению за местными бюджетами налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. В результате налоговые доходы местных бюджетов, предусмотренные специальными налоговыми режимами, в 2023 году составили 1344,3 млн. рублей, что в 2,2 раза выше уровня 2019 года;
ежегодного увеличения объема финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2023 году муниципальным образованиям Чувашской Республики предоставлена финансовая помощь на реализацию муниципальных полномочий в объеме 5717,8 млн. рублей, рост на 24,3% к уровню
2022 года, в том числе за счет:
предоставления прямых дотаций в сумме 2112,9 млн. рублей, рост на 30,5% к уровню 2022 года;
установления дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ, заменяющих дотации, и поступлений по единым нормативам отчислений от НДФЛ в сумме 3604,9 млн. рублей, рост к уровню 2022 года на 20,8%;
высвобождения собственных средств муниципальных образований за счет снижения финансовой нагрузки в результате передачи полномочий с местного на республиканский уровень (в 2023 году порядка 1,9 млрд. рублей).
С учетом вышеуказанных мер обеспечено повышение финансовых возможностей местных бюджетов в 2023 году по отношению к 2022 году на 20,2%.
В связи с переходом на одноуровневую систему местного самоуправления поставлена задача повышения оплаты труда муниципальных служащих на 30%.
Фактически рост среднемесячной начисленной заработной платы муниципальных служащих за январь – август 2023 года (42,2 тыс. рублей) составил 43,8% к 2022 году, 48,6% к 2021 году. При том что средняя заработная плата по экономике Чувашской Республики за январь – август 2023 года по сравнению с январем – августом 2022 года выросла на 20,2%.
Объем целевых трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2023 году составил 28186,6 млн. рублей, рост к уровню 2022 года на 4,9%, при этом строительство, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение оборудования осуществляются только за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Формирование направлений предоставления межбюджетных трансфертов, определение объемов осуществляются прежде всего исходя из приоритетности для граждан выполняемых органами местного самоуправления функций и задач.
Ежегодно в целях повышения качества предоставления муниципальных услуг из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются субсидии на решение вопросов местного значения в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта (в 2023 году – 800,0 млн. рублей, рост к 2022 году в 1,3 раза).
Дополнительно в 2023 году из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовую поддержку муниципальных учреждений направлено:
на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и оснащению медицинских блоков муниципальных образовательных организаций (в целях устранения предписаний надзорных органов и решений судов) – 325,0 млн. рублей (для проведения мероприятий в 324 школах (87,8% от общего количества школ) и 284 детских дошкольных учреждениях (95,0% от общего количества таких учреждений);
на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений в сфере дополнительного образования и культуры – 250,2 млн. рублей, рост к 2022 году на 21,0%.
Оказана также поддержка местным бюджетам в части предоставления бюджетных кредитов. По обращениям органов местного самоуправления из республиканского бюджета Чувашской Республики были предоставлены бюджетные кредиты муниципальным образованиям в общей сумме 15,1 млн. рублей:
бюджету г. Шумерля в сумме 3,5 млн. рублей для покрытия временных кассовых разрывов;
бюджету Шемуршинского муниципального округа в сумме 4,6 млн. рублей на инвестиционные цели;
бюджету Янтиковского муниципального округа в сумме 7,0 млн. рублей для частичного покрытия дефицита местного бюджета.
В 2023 году в целях поддержания устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, повышения финансовой дисциплины органов местного самоуправления особое внимание уделялось мониторингу исполнения местных бюджетов.
За 2023 год в бюджеты муниципальных округов и городских округов поступили доходы в сумме 42726,8 млн. рублей, рост на 9,2% к 2022 году.
В 2023 году муниципальные округа и городские округа Чувашской Республики показали хорошую динамику роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов в бюджет: налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме
12724,2 млн. рублей, рост на 12,2% к 2022 году.
В 19 муниципальных образованиях обеспечено поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов выше уровня 2022 года. Наибольший рост в Урмарском (на 44,5%), Красночетайском (на 29,1%) муниципальных округах и в городе Алатыре (на 37,3%). В 7 муниципальных образованиях поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов ниже уровня 2022 года, снижение обусловлено в основном изменением дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ с одновременным увеличением объема дотаций на выравнивание в рамках межбюджетного регулирования.
Расходы бюджетов муниципальных округов и городских округов составили 41687,6 млн. рублей, рост на 10,4% к уровню 2022 года.
За счет всех принятых мер обеспечена сбалансированность местных бюджетов. Бюджеты муниципальных округов и городских округов исполнены с профицитом в сумме 1039,2 млн. рублей. Без учета авансовых межбюджетных трансфертов местные бюджеты исполнены с профицитом в сумме 295,2 млн. рублей (за 2022 год – 539,2 млн. рублей).
Государственный долг является важным фактором финансовой стабильности республики.
Государственный долг Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2024 г. составил 17268,8 млн. рублей. Отношение государственного долга Чувашской Республики к собственным (налоговым и неналоговым) доходам в 2023 году составило 31,4% при установленном в рамках заключенных с Минфином России соглашений о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам на 1 января 2024 г. предельном значении 38%.
В структуре государственного долга Чувашской Республики 76,6% составляют бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета (13230,0 млн. рублей), и 23,4% – государственные гарантии Чувашской Республики (4038,8 млн. рублей).
Объем государственного долга Чувашской Республики в 2023 году по сравнению с началом года увеличился на 6 657,5 млн. рублей, или на 62,7%, что связано с привлечением:
бюджетного кредита Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (кредит на опережающее финансирование мероприятий по строительству и капитальному ремонту объектов здравоохранения и дорожной инфраструктуры) со сроком погашения в 2024 году в размере 1 303,5 млн. рублей;
бюджетного кредита Федерального казначейства сроком на 15 лет за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (специальный казначейский кредит на приобретение автобусов) на сумму 499,2 млн. рублей;
бюджетного кредита из федерального бюджета сроком на 15 лет на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов на сумму 1263,7 млн. рублей.
Чувашской Республикой проведена работа по привлечению средств в размере 5,0 млрд. рублей в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов в целях развития жилищного строительства.
Инфраструктурный бюджетный кредит привлекается поэтапно с 2022 по 2025 год: в 2022 году – 1,5 млрд. рублей, в 2023 году – 1,3 млрд. рублей, в 2024 году – 1,1 млрд. рублей и в 2025 году – 1,1 млрд. рублей.
Кроме того, увеличению размера государственного долга Чувашской Республики в 2023 году способствовало предоставление государственной гарантии Чувашской Республики ГУП «Чувашское транспортное управление» Минтранса Чувашии в размере 4038,8 млн. рублей в рамках реализации проекта «Приобретение подвижного состава транспорта общего пользования и реконструкция инфраструктуры общественного транспорта в г. Чебоксары».
Одновременно в 2023 году погашены в соответствии с условиями соглашений по графику бюджетные кредиты в сумме 447,7 млн. рублей.
В 2023 году в результате проведенной реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, высвобождены и направлены на обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией новых инвестиционных проектов, 2038,9 млн. рублей.
За 2023 год объем расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики составил 73,6 млн. рублей, или 0,04% расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета (2022 год –
30,9 млн. рублей, или 0,04%).
Все обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Чувашской Республики выполнены своевременно и в полном объеме.
По данным Минфина России, Чувашия пять лет подряд подтверждает высокий уровень долговой устойчивости.
Эффективность проведения долговой политики подтверждается положительным заключением национального рейтингового агентства Эксперт РА.
В 2023 году продолжена работа по передаче полномочий исполнительных органов Чувашской Республики и государственных учреждений Чувашской Республики по ведению бюджетного учета казенному учреждению Чувашской Республики «Республиканский центр бухгалтерского учета».
По состоянию на 1 января 2024 г. централизуемые полномочия переданы всеми исполнительными органами Чувашской Республики, казенными учреждениями и отдельными автономными и бюджетными учреждениями Чувашской Республики. В 2024 году работа по централизации указанных полномочий будет завершена.
В Чувашии проводится масштабная и системная работа по повышению финансовой грамотности населения. Наша республика является одним из регионов – лидеров в организации такой работы в стране.
В Чувашской Республике активно развивается волонтерское движение финансового просвещения. Обучение и сертификация добровольцев всех категорий (от студентов до пенсионеров) организованы посредством платформы Ассоциации развития финансовой грамотности. По количеству зарегистрированных на сегодняшний день волонтеров финансового просвещения (972 человека) Чувашия является лидером не только в ПФО, но и в России.
В 2023 году реализовывались традиционные ежегодные мероприятия, внедрялись новые форматы работы. Ряд наиболее масштабных проектов осуществлен впервые.
В минувшем году в рейс вышел первый в России троллейбус финансовой грамотности. Ежедневно в нем совершают поездки и знакомятся с правилами ответственного финансового поведения более 700 жителей и гостей столицы республики всех возрастных категорий. В августе 2023 года в Чувашии впервые прошел Открытый форум региональных практик в сфере финансового просвещения «ВолгаФин», в рамках которого состоялся обмен опытом в сфере волонтерской деятельности. В прошлом году Чувашия впервые присоединилась к регионам – участникам межрегиональной премии «Финансовый престиж», призванной определить лучшие банковские, страховые и инвестиционные организации, работающие в республике.
Отдельное внимание в 2023 году было уделено развитию финансовой грамотности на родном (чувашском) языке. Организована эффективная работа по подготовке и качественному переводу на чувашский язык материалов для публикаций и выступлений в средствах массовой информации, а также для буклетов и листовок по финансовой безопасности, распространяемых через сеть муниципальных библиотек и центров социального обслуживания населения.
За последние три года в федеральный каталог лучших региональных практик, формируемый Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России, включены 6 проектов Чувашской Республики, в том числе 2 – в 2023 году (профильная смена «Страна «ФИНАНСиЯ», проект «Островки финансовой грамотности»).
По последним данным Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в части открытости бюджетных данных Чувашская Республика по-прежнему находится в десятке лучших регионов, входя начиная с 2017 года в группу регионов с очень высоким уровнем открытости (группа А). По итогам
2022 года в рейтинге открытости бюджетных данных Чувашская Республика находится на 3 месте среди субъектов Российской Федерации (рейтинг за 2023 год будет опубликован в апреле 2024 года).
Задачи на 2024 год:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного и ре